«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» Слова эти в полной мере относятся к «Азбуке», сочиненной поэтом в середине двадцатого столетия в подражание своему прославленному предку — Козьме Пруткову. Дело в том, что среди многочисленных источников этого произведения, ставшего в один ряд с сочинениями Сергея Михалкова и других классиков детской литературы, филологи с недоумением обнаруживают непристойную «Азбуку» небезызвестного И. С. Баркова — поэта светской черни XVIII века.
Действительно, первая же строчка «Арбуз на солнце любит зреть» позаимствована непосредственного из этого скандального сочинения, которым зачитывались «Екатерининские орлы». Но, во-первых, уже вторая строчка дает совершенно иное разрешение, вводя нас в мир советских реалий, во-вторых, Виктор Козьмич черпал и из других источников, каковыми были, например, деревянные кубики с картинками. Не забудем и то, что основные свои силы поэт отдал работе в конторе «Союзутиль», что не могло не приучить его к мысли, что «и негодным вещам может быть придана должная годность в соответствии с руководящими указаниями». Это слова самого поэта, который — напомню — любил называть себя Сослуживцем.
Максим ПРУТКОВ, литературовед
Арбуз на солнце любит зреть,
Акын готов колхоз воспеть.
Барто писала для детей.
Барак стоит среди степей.1
Волчок утащит за бочок.
Вагоны едут на восток.
Галоши хороши без брака.
… порватый годен в ….2
Добро бывает с кулаками,
Добить врага поможет камень.
Езда без шин — обычай детский.
«Елдаш» — «товарищ» по-турецки.
Ёлка — любимый праздник детский.
Ёлдаш садится по-турецки.
«Же» — буква в русском алфавите.
Жилье планирует строитель.
Заря взойдет над нашим домом,
Заборы с надписью знакомой3.
Истмат — наука без чудес.
Идеалисты валят лес.
Кавалерист — боец всех выше.
Коты встречаются на крыше4.
Лакеи. Были при царизме.
Литинститут есть школа жизни.
Мичурин покорил природу.
Морковь мила всему народу.
Народ и партия едины.
Набобы любят паланкины5.
Онега — русская река.
Огромный стаж у старика6.
Пи эр квадрат есть площадь круга.
Парторг утешит лучше друга.
Райком не место для девиц.
… весь день не простоишь7.
Секретчик — нужная персона.
Сельпо — находка для шпиона.
Ташкент, известно, хлебный город.
Трахома лечится не скоро8.
Убежище спасет от газа.
Уран храните пуще глаза.
Фадеев, Фурманов и Федин —
Фамилии для трех медведей9.
Хлеб — очень важная часть речи.
Хинин от малярии лечит10.
Целинники — рабочий класс.
Цинк для корыта — в самый раз.
Чугун. Его на душу много.
Чулок натягивай на ногу.
Шалаш. Используют туристы.
Швея. Бывает мотористской.
Щедрин и Гоголь нам нужны11.
Щадить врагов мы не должны.
Элеткроток идет в колхозы.
Эстет чуждается навоза.
Юбка. Висит в универмаге.
Юнкоры пишут на бумаге.
Языкознанье и марксизм.
Яфетидолог впал в марризм.
1 В ранней редакции вторая строка звучала так: «Бардак — примета прежних дней». Однако, «на строгий суд себя призвав», взыскательный художник решил, что детям не обязательно знать все подробности тяжелой и безобразной дореволюционной жизни.
2 Темное место, не подлежащее расшифровке.
3 Двустишие явно выбивается из художественного целого. Возможно, это начало не дошедшей до нас элегии. В этом случае правила пунктуации рекомендуют нам после «Заборы с надписью знакомой» ставить многоточие, так как далее возможно перечисление. Ср. у А.С. Пушкина: «Мелькают мимо будки, бабы…».
4 Прямая реминисценция из Баркова, смягченная словом «встречаются» и заменой неуместного кавалергарда кавалеристом.
5 Связь между первой и второй строчками не установлена.
6 Литературоведы, работающие в постмодернистской парадигме, отмечают, что это и следующее двустишие содержат аллюзии на Баркова. Иногда говорят также об интертекстуальности.
7 Темное место.
8 Здесь снова отмечается аллюзия. Ср.: А. С. Неверов «Ташкент — город хлебный» (повесть).
9 Шуточное двустишие.
10 Еще один пример цитатции. Ср.: Михаил Алексеев «Хлеб — имя существительное».
11 Реминисценция из Г. М. Маленкова: «Нам нужны Гоголи и Щедрины». Еще один пример так называемой «языковой игры».